Запинки в речи у ребенка 5 лет лечение

Экстренная помощь ребенку при запинках

Запинки в речи у ребенка 5 лет лечение

Запинки в речи детей часто являются симптомом невроза и сигналом о проблемах малышей в эмоциональной сфере и, в целом, о нарушениях межличностных отношений в семье.

Однако, несмотря на изматывающее воздействие запинок, с ними легче работать и расстаться, чем, например, с тиками и энурезом, так как «запинанием» ребёнок реагирует чаще всего на ситуацию, возникшую относительно недавно, а следовательно, последствия ее негативного воздействия на малыша, можно оперативно смягчить.

Следование ниже изложенным рекомендациям на практике помогло многим семьям справиться с «запинками» детей самостоятельно и значительно уменьшить другие невротические проявления. Особенно это важно, если обращение к специалистам по какой-либо причине затруднено.

– Желателен курс расслабляющего массажа у опытного массажиста (в процессе массажа, по предварительной договоренности, взрослыми в присутствии ребенка могут обсуждаться только положительные или юмористические ситуации и события);

– Дома как можно больше играть с водой (теплой): в ванной комнате или во дворе поставить ёмкость с водой, положить игрушки: кораблики и т.п. (ребенок играет сам или при участии взрослого в спокойную игру).

Внимание детей, которые сразу начинают «топить корабли», бить по воде, устраивать суперволны, незаметно следует переключить на сюжетный вариант игры: например, «лодка очень осторожно пересекает море и аккуратно перевозит «пассажиров» (игрушки) на «другой берег» и т п.

– Просмотр телевизора ребенком максимум 2 часа в день при условии постоянного предварительного отбора взрослыми мультфильмов, в сюжетах которых отсутствуют элементы угроз, насилия и страшных образов (монстров, пиратов и т.п.).

– Временно прекратить походы в развлекательные центры и другие подобные эмоционально насыщенные места.

– Чтение спокойным тоном сказок (добрых, не содержащих в сюжете фрагменты, заставляющие ребенка переживать и плакать от жалости к главным героям литературного произведения).

– Отдыхать возле речки, моря, в лесной зоне, где нет детей и людей (наблюдать за природой, находить и рассматривать необычные интересные по форме природные материалы).

– При ребенке не спорить, не ссориться, не обсуждать его запинание. Общаться ровно, спокойно, медленно.

– На ночь рассказывать сказки (добрые) или придуманные истории (о детях, животных, птицах и др.); обсуждать с ребенком ситуации, которые его за день порадовали, огорчили, разозлили, напугали, стараясь сразу объяснять ему тревожащие моменты, что позволит снизить риск самостоятельного «поиска» ответов на пугающие вопросы в ночное время.

– Речь ребенка частично зависит от развития мелкой моторики рук, регулярного массажа области ладоней и подушечек пальцев, следовательно, очень эффективны, для избавления от запинок, будут игры с пластилином, песком, крупами (всеми мелкими предметами, которые оказывают силовое и точечное тактильное воздействие на область ладоней и пальцев).

В домашних условиях можно играть в различные игры (на столе (например, в кухне) насыпать крупы для игры с маленькими грузовыми машинками, пустыми ёмкостями, кукольной посудой и др.

(под наблюдением взрослых ! с целью избегания проглатывания и вдыхания ребенком мелких предметов); смешать горох и фасоль и раскладывать их по кучкам, пуговицы нескольких видов и т.п.).

– Игры в «молчанку» (общаясь с помощью жестов) и «говорим шепотом» по 20-30 минут ежедневно.

– Стараться не опережать желания ребенка, давать ему возможность спокойно сформулировать и договорить свою просьбу (по схеме «захотел-сформулировал-получил»).

– Меньше давать на выбор игрушек, видов продуктов питания, развлечений (предлагать в спокойном, уверенном тоне: например, «Мы сейчас идем кормить птиц крошками; одеваемся…»).

– Во время совместных игр выполнять сопроводительную функцию, не собирая, например, конструктор за ребенка, а лишь помогая ему в этом занятии.

– Если есть такая возможность, не убирать недостроенные постройки из кубиков и конструктора на ночь; дать возможность ребенку засыпать с мыслью о «завтрашнем» строительстве и утром продолжить игру.

– При засыпании, укладывать ребенка в его кроватку, поглаживая спинку, голову медленно, нежно, спокойно, периодически самостоятельно массируя кончиками пальцев ножки ребенка, что позволяет снять излишнее напряжение.

– Стараться предупреждать возникновение конфликтов ребенка со сверстниками. Обсуждать с малышом его эмоции и поступки других детей спокойно, уверенно, справедливо.

– Свести к минимуму использование сотовой связи, планшетов, компьютеров и т.п. в присутствии ребенка (даже если сам он в это время просто находится рядом с Вами в одном помещении).

– Телевизионные программы, фильмы, мультфильмы в присутствии ребенка желательно смотреть только те, в сюжете которых нет агрессии, насилия и громких неожиданных эффектов.

Источник: //www.b17.ru/blog/11031/

Основные признаки недоразвития речи дошкольника

Запинки в речи у ребенка 5 лет лечение

Родителям нравится наблюдать за развитием ребенка и его изменениями. В раннем возрасте можно обнаружить первые признаки проблем.

Дефекты и нарушения речи у детей проявляются по-разному: кто-то совсем не говорит, а кто-то испытывает сложности с произношением отдельных звуков.

Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на исправление. Поэтому не стоит пренебрегать визитом к специалисту.

Основные признаки недоразвития речи дошкольников

Многие родители начинают беспокоиться, когда трехлетний ребенок не начинает разговаривать или его словарный запас ограничен 2-3 словами. Подобные проблемы могут указывать на алалию — задержку речевого развития.

//www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

Ребенок плохо говорит

Важно! Точный диагноз можно поставить только после полного обследования у ряда специалистов.

Влиять на развитие ребенка может множество факторов: это внутриутробное развитие, протекание беременности, болезни и травмы первого года жизни.

Если было проведено экстренное кесарево сечение или роды были тяжелыми, ребенка вносят в группу риска. Родителям в таком случае обязательно нужно знать основные признаки и проявления недоразвития речи дошкольника.

При определенных нарушениях, например, ринолалии, дети могут разговаривать, но с определенными особенностями — голос слабый, звукопроизношение искаженно.

Как аденоиды влияют на речь ребенка

Аденоиды — это патологическое увеличение миндалин, которое приводит к нарушениям слуха, затруднению носового дыхания и другим проблемам. При проблемах со слухом ребенку становится сложно воспринимать обращенную речь.

В дошкольном возрасте это очень опасно, так как идет активное развитие и формирование устной речи. Если что-то начинает мешать процессу, то происходит регресс. При проблемах с дыханием мозг не получает кислород в достаточном объеме, что негативно сказывается на его работе.

Обратите внимание! Патологические разрастания видны при визуальном осмотре. Провести его может отоларинголог.

На приеме у ЛОРа

Со временем речевые проблемы только увеличиваются. Звукопроизношение становится носовым. Слова звучат искаженно, неправильно, нечетко. Эти недостатки не исчезнут сами со временем. Ребенка нужно показать врачу для назначения лечения.

После удаления аденоидов обязательно назначают консультацию у логопеда. Он проводит занятия по исправлению нарушения. Если помощь оказана своевременно, то речь не успеет пострадать. Такие дети используют существительные, глаголы и другие части речи. Страдает у них только произношение.

Какая часть мозга отвечает за речь ребенка

Центр Брока — это участок коры, который отвечает за моторную сторону произношения. При ее поражении человеку сложно переключаться с одной артикуляционной позиции на другую, воспроизводить отдельные звуки и слова.

К сведению! Находится это место в задней части лобной извилины левого полушария (у левшей правого полушария)

Центр Вернике — это часть коры, которая отвечает за восприятие речи. Это касается и устной, и письменной. Он находится в заднем отделе верхней височной извилины правого полушария.

При поражении центра Вернике человек способен произносить слова, но связать их в фразу у него не получается и выходит полная бессмыслица. Последние исследования показали, что центры Верника и Брока взаимосвязаны и нельзя четко разграничить их функции.

При афазии может происходить частичная утрата речи. Больной может отвечать на вопросы, но подбор антонимов вызовет затруднение. Иногда появляются сложности с вспоминанием названий категорий предметов. Подобные особенности указывают на то, что части мозга работают взаимосвязано.

Генетические причины недоразвития

Современное развитие медицины позволяет делать новые теории о факторах, которые влияют на появление разных нарушений развития. Определенные анатомические дефекты могут передаваться по наследству. Это укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т. п.

Общее недоразвитие речи тоже может развиваться у детей, чьи родители имели такие нарушения. Пока точных сведений о том, как наследуется проблема, нет.

Обратите внимание! Генетика начала активно изучаться не так давно, поэтому нарушения речи не всегда связывают с хромосомными дефектами.

Считается, что ребенок может начать заикаться из-за генетических проблем. Чаще всего эта патология передается по женской линии. Если нарушение есть и у отца, и у матери, то у ребенка она будет со 100 % вероятностью.

Эхолалии в детской речи

Под эхолалией понимают настойчивое повторение слов или предложений. Это нормальный этап развития речи, так как в годовалом возрасте ребенок еще плохо понимает, как нужно разговаривать.

  Активизация речевого развития детей дошкольного возраста

Особенности психического и эмоционального развития ребенка

Эхолалии в детском возрасте могут быть признаком разных нарушений. С их помощью дети могут пытаться строить диалог со взрослым, но из-за ограниченного словарного запаса они не могут самостоятельно построить фразу.

Иногда таким образом ребенок заменяет слово «да», т. е. на вопрос он отвечает тем же предложением, но в утвердительной форме. После первого года жизни подобное явление должно исчезнуть.

При сомнениях в нормальности явления родителям стоит обратиться к логопеду

Если эхолалии сохраняются, то это может свидетельствовать о разных патологиях. Иногда дети используют повторение для успокоения. Это свойственно тревожным, склонным к повышенному возбуждению личностям.

Что необходимо знать об этом виде нарушения

Эхолалии в детской речи могут указывать на сенсорную алалию. При таком нарушении ребенок не выделяет речь из общего фонового шума. Он может говорить слова и фразы, но они будут односложными и искаженными.

Эхолалии иногда указывают на аутизм.

Обратите внимание! При такой болезни страдает коммуникативная функция. Появляются стереотипы, шаблоны поведения, ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

Заикание, речевые запинки

Наблюдательные родители могут заметить, что во время разговора их ребенок начинает задерживаться на произношении слов. Это проявляется в повторении определенного слога, растягивании гласных. Подобные запинания не всегда относятся к заиканию. Иногда это вполне физиологическое явление. Поэтому родителям нужно знать, как отличить заикание от запинок у своих детей.

Отличительные моменты

При заикании нарушается плавность, темп, ритм речи. Причиной становится судорога мышц. Чаще всего подобная проблема возникает с 2 до 5 лет. Но со временем дефект может усилиться и стать причиной комплексов.

Особенность заикания заключается в том, что при подобном нарушении требуется комплексная помощь специалистов и длительная реабилитация. Самостоятельно проблему не удастся решить.

Важно! Не стоит затягивать с началом коррекционного процесса. Чем дольше длится заикание, тем сложнее его исправить.

Запинаться же ребенок может по вполне физиологическим причинам. Из-за несовершенства работы нервной системы ему тяжело соотносить свою деятельность со словами. Его переполняют эмоции, и это заставляет говорить очень быстро. Подобное явление называют итерацией. Оно возникает на почве несовершенства работы слухового и речедвигательного анализаторов.

Мышление опережает речевые возможности — это нормальный этап развития. С возрастом это проходит самостоятельно. Часто подобное явление наблюдается у детей с ОНР или ЗПР. Такие нарушения сопровождаются задержкой развития речи. Дети не используют фразы из 4-5 слов, затрудняются с описанием предметов. Они не применяют предлоги и затрудняются с построением высказывания.

При интеллектуальных проблемах возникают сложности не только с речью, но и с другими психическими функциями. У ребенка плохая память, низкий уровень мышления и внимания. Слова в речи несклоняемы, а фраза состоят и 2-3 слов.

Как не пропустить заикание

При появлении первых признаков судорог речевого аппарата нужно незамедлительно показать ребенка специалисту. До этого момента не нужно настаивать на длительном разговоре или правильном произношении.

Первый тревожный признак — это постоянство запинок в речи

Насторожиться стоит, если ребенок начинает резко молчать час или два. После этого у него снова возникают запинки. Для облегчения процесса произношения дошкольник начинает искусственно растягивать слова или добавлять к ним гласные звуки.

Обратите внимание! Иногда дети начинают фразу и резко прерывают ее. При заикании не страдает грамматическая часть речи. Нарушение затрагивает только темп, ритм и плавность.

Для подтверждения диагноза потребуется осмотр нескольких специалистов и обследование. Иногда назначается лечение в отделении неврологии, которое позволяет получить полную картину нарушения.

Профилактика заикания

Благодаря основным методам изучения детской речи логопеды получили возможность предупреждать развитие нарушений. Родители должны соблюдать режим дня ребенка, создавать ему психоэмоциональные условия для нормальной жизни.

У тревожных детей часто возникают страхи. В таком случае нельзя заставлять их преодолевать свои проблемы, так как это приведет к еще большему испугу. Например, если малыш боится темноты, то стоит с ним спокойно посидеть перед сном или включить ночник.

Просветительская работа ведется не только с родителями, но и с воспитателями. Не стоит настаивать на быстром раннем развитии, так как перегрузка нервной системы может привести к заиканию.

  Использование формата сказки для развития речи дошкольников

Методики лечения заикания

Детям с подобным нарушением требуется комплексная помощь специалистов: медицинских, психологических и педагогических работников. Каждый выполняет свои задачи, и вместе они помогают преодолевать заикание. Родители тоже полноправные участники процесса.

Важно! Нельзя отказываться от лечения или коррекционных занятий у логопеда. Только разностороннее воздействие гарантирует устранение нарушения.

Специалисты могут использовать разные материалы для успокоения ребенка. Дидактические игры для детей с серьезными нарушениями зрения обладают разной текстурой. Это позволяет использовать их для сенсорного развития.

Медикаментозное лечение

Подбор лекарственной терапии не такое простое дело. В нее входят противосудорожные препараты и транквилизаторы. При легкой форме заикания подбирают седативные лекарства. Подобные препараты обладают серьезными побочными действиями, поэтому конкретные назначения и дозировки должен подбирать только врач.

Народные средства

Массаж для детей делается для развития речи и расслабления мышц артикуляционного аппарата. Он может быть ручным или зондовым. Выполняет его логопед, проводить манипуляции лучше курсами по 10-12 занятий.

Дыхательная гимнастика позволяет расслабиться и снять мышечные зажимы. Она направлена на то, что человек учится делать вдохи носом и резкие выдохи ртом.

Важно! В качестве успокоительных средств помогает чай из ромашки, мелиссы, мяты. Для приготовления 1 ст. ложку травы достаточно залить 1 ст. кипятка. Полученный настой пьют 2-3 раза в день.

3 причины заикания

Прежде чем разбираться, что такое запинки в речи у ребенка, как с этим бороться, нужно понять почему они появляются. Все причины можно разделить на три большие группы.

Первая — это физиологическая. К ней относят менингиты, энцефалиты, травмы головы, проблемы внутриутробного и родового периода. Некоторые болезни могут ослаблять работу нервной системы — корь, коклюш, тиф и др.

Важно! Редко, когда действует одна причина на ребенка. Чаще бывает совокупность нескольких неблагоприятных факторов.

Вторая — психическая. Резкий испуг или большая радость могут негативно сказаться на работе нервной системы ребенка. Переизбыток негативных эмоций, как и положительных, приводит к заиканию.

Третья — социальная. Эта группа представляет собой разные факторы риска. Это может быть двуязычие, подражание, переучивание леворукости и т. п.

Полную характеристику нарушения составляет логопед после детальной диагностики. Это позволит получить информацию о состоянии всех частей речи.

Средства для развития мелкой моторики

Родителям детей с заиканием стоит приготовиться к длительной борьбе с проблемой. Предстоит заниматься с разными специалистами, и на коррекционные мероприятия может уйти несколько лет. Дефект лучше устранить до школы. До семи лет идет сензитивный период развития речи, поэтому больше шансов на исправление нарушения.

Простые упражнения с зеркалом

Существует множество методических разработок, которые можно использовать для домашних занятий. Они могут быть направлены не только на устранение дефекта, с их помощью развивают познавательную сферу, решают психологические проблемы.

Можно учить с ребенком животных разных стран, особенности времен года, классификацию предметов. На основе этих материалов уже делать дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Существуют определенные средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. К ним относят лепку пластилином, глиной, тестом, аппликации, рисование, собирание бус и сортировка разных предметов.

Изобразительная деятельность благотворно влияет на творческое развитие. В нее можно внедрять элементы арт-терапии. Для нее используют краску, фломастеры, карандаши, специальные баллончики и многое другое. Подобные упражнения можно делать не только в классе, но и дома.

Развитие общей моторики

У детей с нарушениями речи отмечается плохая координация, и им сложно переключаться с одного движения на другое. Поэтому с ними нужно больше гулять, прыгать через скакалку, играть в мяч.

Важно! На прогулке можно кататься с горки, качаться на качелях и каруселях. Все это стимулирует работу мозжечка.

Двигательные упражнения можно давать ребенку в виде презентации, которая будет сопровождаться музыкой. Один слайд — одно задание. Такой формат нравится детям, и они с удовольствием выполняют предложенное.

Для занятий можно брать упражнения из книг Т. Ткаченко или других логопедов. В них есть весь необходимый материал и пошагово расписано, что нужно делать.

Для развития речи тоже есть готовые пособия, которые позволяют прорабатывать лексику, грамматику и другие проблемы. Некоторые люди делятся личным опытом преодоления заикания.

Запинки в речи могут появляться по разным причинам. Родителям нужно внимательно следить за ребенком. При появлении проблем лучше проконсультироваться со специалистом. Самолечение только навредит.

Источник: //vospitanie.guru/rech/osnovnye-priznaki-nedorazvitiya-doshkolnika

Как отличить речевые запинки от заикания?

Запинки в речи у ребенка 5 лет лечение

                                     КАК ОТЛИЧИТЬ РЕЧЕВЫЕ ЗАПИНКИ ОТ ЗАИКАНИЯ?

    Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!».

 
    На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо.

Заикание очень часто  путают с так называемыми «запинками»  (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды.  И тот,  и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь  отличать заикание от запинок,  ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.


   
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: ые, артикуляционные, дыхательные.


    Физиологические запинки (итерации) –  часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет
, которое  требует иной коррекции, нежели заикание и  обычно возникает в случае, когда развитие мышления  малыша опережает его речевые возможности. Часто  сопровождаются хорошим  развитием, как умственным, так и физическим.

Велик риск возникновения  запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных.  Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если  вовремя не обратить  внимание на повторы слогов и слов в речи  и не принять профилактических мер, то риск возникновении  заикания довольно велик.


    Как только вам послышались в речи малыша  «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.
   
При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
Обратите внимание на то, как реагирует ребенок  на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее.

 Если  у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками  – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
    Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.

 
Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений;  запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда  ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д.

Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками  начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это  неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.

Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог  прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).
    Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. 

    Посетите логопеда и психоневролога.

И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны,  за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.

При коррекции запинок делаем следующее:
    Консультируемся и занимаемся  с  детским психологом.
 Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.


    Занимаемся с логопедом.
 Логопед  в игровой форме учит малыша  приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
    Проводим курс расслабляющего массажа.
Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
    При коррекции заикания делаем так:
Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне  стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
   
Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
Занимаемся с психологом.
    Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение  в отношении   воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

Следите, как –  быстро или медленно — вы говорите с ребенком и  как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.

Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас,  буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.

Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить  просмотр телевизора и  компьютерные игры до 15-20 минут в день.

Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции  оказывают  хороший психотерапевтический эффект.

Если  ваш малыш стал запинаться из-за  интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай  малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на  своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить  слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям.

В случае, если ребенок  во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается.

  Обычно при использовании этих приемов запинок нет.

При общении с ребенком с запинками  дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах,  ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если  запинки в речи  малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации  у логопеда ничего делать не нужно.

 При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.
                                   Желаем Вам удачи и терпения!

Источник: //mow1978m-ds157archangelsk.eduface.ru/articles/post/1531733

Заикание у детей: причины и лечение

Запинки в речи у ребенка 5 лет лечение

Причины заикания могут быть как врожденными (предрасполагающими), так и приобретенными (провоцирующими).

предрасполагающие:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

неблагоприятные условия:

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Затруднение речи у малышей в виде повторения буквы или слова возникают в возрасте от 2 до 5 лет. Логопеды успешно осуществляют лечение заикания у детей. Дома родители помогают делать малышу дыхательную гимнастику и упражнения.

Как вылечить заикание у ребёнка? Сегодня существуют дополнительные методы преодоления речевого дефекта – компьютерные программы, логоритмика.

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет.

Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков.

Заикание у детей излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

В статье рассмотрим причины логоневроза, его признаки, диагностику и какие способы лечения существуют.

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка.

Заикание считается одним из самых стойких дефектов речи. Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет.

Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период.

Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления.

Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью.

Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку.

Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Этот дефект речи формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, при появлении его симптомов в 2-3-летнем возрасте этиология связана с нарушением функции головного мозга. Среди перинатальных причин выделяют следующие:

  • заболевания во время беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции матери;
  • патологическое течение родов с травмами головного мозга;
  • нарушение функции желез внутренней секреции;
  • генетическая предрасположенность (у 60% заикающихся в роду есть родственник с подобным отклонением).

Если логоневроз возникает после 4-х лет, при этом малыш до этого разговаривал нормально, речь идет о внешних причинах. Необходима консультация невролога и психолога. Логопедия основана на решении проблем нарушений речи различного характера, ее задача в том числе избавлять пациентов от заикания.

В группе риска дети с психологическими травмами. Это необязательно потеря близкого человека, хронический стресс в семье, причина может заключаться в гиперопеке родителя или завышенных требованиях по отношению к чаду, страхах или фобиях. Даже попытки переделать левшу в правшу могут закончиться возникновением дефекта, потому что для ребенка являются сильным стрессом.

С физиологической точки зрения, в детском дошкольном возрасте до 5 лет должно проходить созревание полушарий головного мозга, они функционируют в «тестовом» режиме и это может привести к временному заиканию. Перенесенные соматические заболевания могут вызвать темповые нарушения речи: менингит, энцефалопатия, травмы мозга, сахарный диабет, грипп.

Ложное заикание будет проявляться при подражании манере речи близкого человека. Это псевдоболезнь, необходима психологическая коррекция. Лечить его не нужно. Причина запинок может быть связана с анатомическими дефектами уздечки, губы. После их устранения подбирают индивидуальную терапию.

Определением причины логоневроза должны заниматься логопед, невролог при помощи родителей. Оценивается устная речь, обстоятельства, при которых возникло отклонение, симптоматика патологии. После выяснения этиологии определяют тип нарушения – неврозоподобный или приобретенный, невротический. Это необходимо для составления эффективной схемы коррекции состояния.

  • невропатическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);
  • конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, её особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов. 
  • В статье рассмотрим причины логоневроза, его признаки, диагностику и какие способы лечения существуют.
  • Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка:
  • Физиологические причины
  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • курение, алкоголь при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи — носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание левши на правшу.
  • Причины заикания до сих пор до конца не ясны, но известно, что одна из них — наследственная предрасположенность.
      • Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети.
      • Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
  • Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
  • Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
  • Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.

Симптомы

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

Источник: //nevrolog-info.ru/zaikanie-u-detey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.