Ребенок 2 года 5 месяцев не разговаривает лечение

Когда нужно бить тревогу и что делать, если ребенок в 2,5 года не говорит?

Ребенок 2 года 5 месяцев не разговаривает лечение
22.01.2019

В случаях, когда ребёнок в возрасте 2,5 года не может понятно изъясняться и обладает маленьким словарным запасом, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития«. Определение данной проблемы в раннем возрасте является несомненным плюсом, так как исправить его в возрасте до 3-х лет гораздо проще, чем в возрасте старше 5-ти.

Причины

Основных причин, по которым ребёнок не хочет говорить в 2,5 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии, именно поэтому их без проблем можно решить:

  1. «Тишина» в общении с ребёнком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорождённым с первых его дней. Ребёнок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней, и чтобы впоследствии его было легче научить говорить.
  2. Если речь взрослых вокруг ребёнка беглая, быстрая, нечёткая, то дети не в состоянии всё это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую можно решить, просто замедлив темп речи. Причём не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Распространёнными физиологическими причинами являются:

  • проблемы со слухом;
  • моторная апраксия мышц лица или языка;
  • неблагоприятные условия во время внутриутробного развития, сложные роды;
  • тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;
  • черепно-мозговые травмы, в том числе лёгкие;
  • стресс от переездов, изменение состава семьи;
  • двуязычная семья или среда обитания;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовая травма;
  • отсутствие потребности в речи.

К причинам относятся и физиологические факторы (генетическая предрасположенность, недоразвитие речевого аппарата), психологические (отсутствие внимания, испуг), неврологические заболевания (моторная алалия – ребенок полностью не разговаривает либо говорит плохо, путая окончания, сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующееся нарушением понимания речи, дизартрия – сбивчивый ритм дыхания, гнусавость голоса, нечёткое произношение звуков, афазия – речь ребёнка искажена, нарушены произношение и смысл фраз).

Симптомы задержки речи

Наиболее ярким признаком задержки речи ребёнка в возрасте 2,5 года врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребёнку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.

Симптомы задержки речи проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии или метода вызванных потенциалов обнаруживаются нарушения в левом полушарии – именно оно отвечает за речевое развитие.

Признаками задержки речевого развития ребёнка могут быть:

  • аномальное протекание доречевого периода;
  • наличие большого количества ошибок в речи;
  • отсутствие реакции на речь и звук у годовалого ребёнка;
  • неактивные попытки повторения чужих слов;
  • ребёнок не желает общаться со взрослыми;
  • невозможность в 1,5-2,5 года на слух выполнить простое задание;
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2,5 года;
  • отсутствие разговора в 3 года;
  • ребенок не может отвечать на простые вопросы и показывать предметы.

Нормы развития речи в возрасте 2,5 года

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному плану, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц.

К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 слов.

В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия.

К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тыс. слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными («л», «р») ещё впереди.

Как научить ребенка правильному произношению «р» – расскажет эта статья.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?».

Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что, не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым.

Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького человечка, который познаёт мир, они развивают очень ценное качество – его пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая чадо в целом.

Также в этом возрасте ребёнок должен:

  • избавляться от использования искаженных слов, упрощений;
  • различать родных по именам;
  • знать несколько десятков животных и птиц.

К какому специалисту обратиться?

Если ребёнок постоянно наблюдается у педиатра, то проблемы с развитием речи будут диагностированы на раннем сроке, и врач сам направит малыша к специалистам.

Если же постоянного педиатра нет, или он не разделяет родительских волнений, стоит обратиться к докторам следующих специализаций:

  • невропатолог;
  • отоларинголог (ЛОР);
  • психолог;
  • логопед-дефектолог.

Лишь после консультации всех этих врачей можно с точностью определить, что является причиной задержки речевого развития у ребёнка, и как с ней бороться.

В зависимости от того, в какой сфере выявлена проблема, определяется и тип лечения. Стоит быть готовым к тому, что большинство подобных случаев нуждается в медикаментозном лечении. Препараты, прописанные неврологом или дефектологом, способствуют активизации «речевых» зон мозга и дают необходимое питание нейронам.

Как помочь ребёнку заговорить?

Разворачивать мысли малыша, помочь ему облекать их в простые чёткие фразы – этим мы помогаем формированию пассивного словарного запаса, который со временем перерастает в активную речь. Пусть малыш потрогает кору дерева, понюхает цветок, поздоровается с проходящим мимо человеком.

Представляйте новые слова в разных сочетаниях и контекстах. Очень важно стараться понять детскую речь и «переводить» её на взрослый лад. Например, одно лишь слово «мама» может означать «мама, посмотри», «мама, пожалей», «мама, поиграй», «мама, достань», «это моя мама» и так далее.

Развитие мелкой моторики рук помогает развивать речь. Связь развития движения пальчиков и речи давно доказана психологами.

Поэтому надо вводить в ежедневное общение пальчиковые игры и другие занятия – игры с бумагой, откручивание крышек, рисование пальчиками по манке.

Пусть ребенок под руководством взрослого достаёт и складывает ватные палочки, клеит фасоль на кусок солёного теста или пластилина. На природе ребёнок может вместе с семьёй собирать смородину или малину с куста.

Подробней о том, как развивать мелкую моторику рук, читайте здесь.

Старайтесь заниматься с ребенком в игровой форме, проговаривайте с ним слова. Чтобы ему было более комфортно, располагайтесь напротив него таким образом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Используйте одни и те же слова, чтобы он мог их запоминать, и короткие фразы.

Речь родителя на период занятий с ребёнком должна стать максимально упрощенной и односложной. Упрощайте даже имя ребёнка – не Александр, а Саша, не Дмитрий, а Дима, Митя.

Используйте слова с упрощенной артикуляцией, со звуками, которые ребёнок знает и может произносить («с», «п», «м», «б»). Вы можете сделать совместный альбом и вклеить туда фотографии родственников и знакомых, после чего подписать их по имени.

Старайтесь выстраивать с ребёнком короткие, но схематичные предложения.

Если словарный запас ребёнка уже немного обогатился простыми словами, такими как названия животных, то к ним можно добавлять слова-действия, типа «киса, иди», «петушок, кукарекай». Ребенок со временем поймет алгоритм действий и начнет сам так говорить.

Больше информации про то, как развивать речь у ребенка в возрасте 2-3 лет, узнаете тут.

Работа специалистов

При работе специалистов совместно с родителями корректируются, излечиваются причины, по которым ребёнок не может говорить. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребёнка.

Различные генетические заболевания, аутизм, умственная отсталость, синдром Дауна, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

При наличии таких проблем в первую очередь ребёнок проверяется у отоларинголога – если со слухом всё в порядке, то за дело принимается невропатолог. Помимо коррекционных занятий, он может назначить применение ноотропных препаратов, чтобы повлиять на высшие интегративные функции мозга и улучшить память и процесс обучения (Кортексин, Энцефабол, Ноотропил).

Возможно и привлечение логопеда, однако большая часть специалистов не работает с детьми младше 4-х лет, что усложняет ситуацию. Но всё же есть логопеды-дефектологи, которые берутся за лечение и самых маленьких пациентов.

Обязательно обращайтесь к квалифицированному специалисту, у которого имеется диплом об образовании. Он должен приходить, имея при себе набор пособий, при помощи которых он и занимается с ребёнком. Идеально, если это яркие картинки. У самого врача должна быть правильно поставленная, грамотная речь. Ему следует найти общий язык с малышом и проводить тренировки в игровой форме.

Что делать родителям – полезные рекомендации

Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыками может помочь телевизор. Это не так. Когда ребёнок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.

В первую очередь родители должны развивать мелкую моторику ребёнка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Заниматься с ребёнком родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. Массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи.

Также следует в игровой форме обучать ребёнка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребёнку. Несколько раз вдень можно давать их малышу рассматривать.

Ребёнку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолёт, или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Как скачет лошадка?», «Как лает собачка?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка бежит» и так далее. И совсем необязательно ждать, пока ребёнок сам начнёт отвечать на Ваши вопросы.

Главное – чтобы малыш слышал и видел, как родители говорят это. Постепенно он начнёт Вам подражать и заговорит.

При этом, есть перечень вещей, которые родителям делать нельзя:

  • сравнивать своих детей с другими детьми;
  • пускать замеченные проблемы на самотек;
  • чрезмерно зацикливаться на проблеме.

Нужно ли волноваться, если в 2,5 года ребенок не говорит, а также как родители могут развивать речевые навыки своего чада, в данном видеоролике рассказывает логопед Оксана Лавриненко:

Прогноз

Успешность лечения напрямую зависит от того, как рано оно было начато. Если своевременно устранить все причины, которые влияли на задержку развития речи и грамотно организовать работу с ребёнком, то уже к старшему дошкольному возрасту он сравняется по своим речевым навыкам с одногодками.

Усилий врачей в этом вопросе недостаточно – должны помогать и участвовать в процессе родители, следить за соблюдением всех рекомендаций.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребёнка в 2,5 года, родители должны помочь ему преодолеть трудности. Чем больше ребёнок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Возрастная задержка развития до 3-х лет не является непременным признаком заболевания.

Источник: //telemedicina.one/logopediya/rebenok-v-2-s-polovinoj-goda-ne-razgovarivaet.html

Ребенок 2 года 5 месяцев не разговаривает лечение

Ребенок 2 года 5 месяцев не разговаривает лечение

Если в два с половиной года малыш не говорит или общается на только ему понятном языке, стоит проконсультироваться у специалиста. Вероятно, имеет место темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи. Часто с проблемой можно справиться самостоятельно.

Дети двух с половиной лет пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов.

Если ребёнок в 2,5 года не разговаривает, скорее всего, у него имеется темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.

Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц.

К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 словесных единиц. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тысячи слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок пока плохо говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

На третьем году жизни у детей начинается период усвоения языковой системы языка. Осознанного отношения к собственной речи и к речи окружающих у ребёнка ещё нет.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди. Например, звук [Р] появляется в пять-семь лет.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым, начинают меньше контактировать.

Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького познавателя мира, они развивают очень ценное качество — пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая его.

Признаки проблемы речевого развития

Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то удручён, что малыш не читает в 2 года наизусть детские стихи, а кто-то беспечно относится к тому, что на третьем году жизни ребёнок не говорит или общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы, не понимает.

Если есть сомнения в том, правильными ли темпами развивается речь в два с половиной года, не стоит ориентироваться на мнение знакомых или читать форумы — лучше обратиться к логопеду за консультацией. Это разумно сделать в возрасте 2 лет 4 месяцев, но можно задать свои вопросы и раньше. 2,4-2,6 лет — это рекомендуемый возраст.

Союз педиатров России подтверждает, что речевое развитие мальчиков может немного отставать от достижений девочек того же возраста. Причина такого несоответствия в том, что у мальчиков связь между двумя полушариями, обеспечивающая их согласованную работу, формируется с некоторой задержкой.

Им труднее, чем девочкам оформить грамматически правильно своё высказывание. С течением времени этот диссонанс устраняется, часто именно мужчины обладают яркой образной речью, они успешны на литературном поприще.

Признаки отставания от возрастной нормы:

  • малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «Сначала поставь стул, потом посади туда мишку».
  • его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников или составляет от 20 до 50 слов.
  • он не обращается речью ко взрослым с просьбами и вопросами.
  • почти всегда использует жестикуляцию для объяснения своих потребностей, а не слова.
  • ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
  • он не может показать названный знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
  • в речи малыша нет фраз даже из двух слов.
  • он мычит или разговаривает на своём языке.
  • не понимает слов и не говорит.
  • его не привлекает чтение художественных произведений, рассказывание стихов, сказок.
  • он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.

Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития – состоянии, которое можно компенсировать регулярными самостоятельными занятиями с малышом, или об общем недоразвитии речи – более сложной патологии, коррекции которой придётся уделить гораздо больше времени.

  • Темповая задержка речи, или задержка речевого развития (ЗРР) – органических поражений нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме, «он всё понимает, но не может сказать».
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы, но наряду с речевой аномалией очень часто вторично страдают другие психические процессы (внимание, мышление, память).

Понятие темповой задержки речи применимо к детям до 3 лет. После этого возраста легко устранимое нарушение перерастает в серьёзную проблему и превращается в диагноз.

Почему возникает задержка речевого развития, её последствия

Запаздывание речи может происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются и мало общаются.

Патологии ЦНС могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой инфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний.

Запущенность развития — это довольно частая причина почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает. Многим родителям некогда заниматься своим чадом и вместо общения с папой или мамой он играет в одиночестве или получает в руки планшет на весь день, что не особо способствует речевому развитию, какие бы развивающие приложения там ни стояли.

Отставание детской речи, не исправленное своевременно в раннем детстве, может привести к умственной отсталости. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года не говорит — это тревожный симптом большой назревающей проблемы.

Посмотрите короткое видео от Союза Педиатров России, где заведующий отделением когнитивной педиатрии Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей — кандидат медицинских наук, врач-невролог Г.А. Каркашадзе рассказывает о популярных мифах среди родителей относительно развития детской речи в возрасте 2,4-2,6 лет:

Ребёнок не сможет чувствовать себя комфортно в детском саду и школе, его отклонение в развитии будет заметно сверстникам, могут возникнуть проблемы социализации. Малыш начнёт замыкаться в себе, не будет слушаться, родители будут испытывать тревогу.

Многие родители сначала внимают советам знакомых или анонимов на форумах, что стоит подождать. А когда становится слишком поздно и ставится неприятный диагноз, они начинают бить тревогу, думать что делать.

Известный врач-педиатр доктор Комаровский Е.О., чьему мнению всецело доверяют многие мамы и бабушки считает, что нужно начинать заниматься развитием речи как можно раньше — например, с годика. Если вы ощущаете тревогу по поводу формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильному специалисту — логопеду, детскому психологу или неврологу.

Два с половиной года — это тот возраст, когда можно начинать бить тревогу. Задуматься о проблеме лучше в два года. Принцип простой — предотвратить проблему развития речи намного проще, чем её решать. Знаете родителей, которые по несколько лет водят детей на занятия к частным логопедам? Их немало. а этого можно было избежать.

К кому обращаться за помощью

Причины, приводящие к задержке речи разные. Чтобы решить проблему родителям иногда приходится обращаться к нескольким специалистам. Среди них можно выделить пять основных — логопед, дефектолог, ЛОР (для исключения нарушений слуха), невролог или психоневролог.

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи (ОНР) и темповой задержки (ЗРР), которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией, назначаемой врачами, они дают прекрасные результаты.

Медикаментозное лечение используют лишь в тяжёлых случаях, часто можно обойтись без него. Иногда оно вообще не нужно, но врачи назначают приём лекарств. Хороший логопед может компенсировать некоторые из них простой работой с малышом, принимать их будет не нужно.

Помните, что только врачи имеют право назначать приём препаратов. У логопедов нет такого права.

Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи. Нужно вынуждать малыша говорить, притворяться, что не понимаете его, если он жестами пытается объяснить чего хочет.

При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы получить эффективную помощь от него.

В случае темповой задержки речи родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Многие так и делают: первый раз обращаются к логопеду за консультацией, а на основе полученных знаний и материалов начинают самостоятельную работу.

Задача логопеда в этом случае заключается в том, чтобы провести диагностику речевого развития и выявить имеющиеся у малыша проблемы. После этого родители понимают текущую ситуацию и начинают работать с малышом самостоятельно.

Отзывы о специалисте важны, но есть нюанс. Если логопед помог сыну или дочери вашей подруги/соседки, это не означает, что он сможет помочь вашему ребёнку. Все дети разные, со своими особенностями и умениями, не всегда у специалиста получается найти подход к малышу, решить его проблемы.

Обращайте внимание на рекомендации и опыт логопеда. Решение о том будете ли ходить к нему, можно принять после того, как увидите его в работе и убедитесь, что ребёнку процесс интересен. Лучший способ оценить логопеда — прийти на диагностику и посмотреть как логопед работает, как реагирует малыш, насколько ему интересно.

Государство в меру сил пытается помочь детям с речевой задержкой. Для этого созданы государственные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Они есть в каждом районе крупных городов и оказывают услуги бесплатно. Но попасть туда непросто, так как детей с проблемами много, а количество мест ограничено.

Как самостоятельно помочь ребёнку заговорить

С темповой задержкой подготовленные родители могут справиться самостоятельно, нужно лишь уделять работе с малышом, который плохо говорит, по несколько часов день.

Для этого обратите внимание на представленные ниже приёмы занятий с детьми и упражнения:

  • создание благоприятной языковой среды, в которой ребёнок будет чётко слышать произносимые взрослыми слова, а не шумовой фон от работающего телевизора.
  • использование дидактических игр – сортёров, вкладышей, кубиков, разрезных картинок. Позже малыш сам будет хотеть играть;
  • чтение детских сказок, потешек, колыбельных, стихов Агнии Барто, Валентина Берестова, Корнея Чуковского, Ирины Токмаковой и других авторов;
  • игра на музыкальных инструментах, пение детских песенок;
  • комментарии взрослых по поводу увиденного дома, на даче, в магазине, на прогулке. Нужно говорить много обо всём окружающем ребёнка;
  • показ картинок, коротеньких видео о животных, рассказывание о них, разучивание сначала звукоподражаний, затем стихотворений;
  • просмотр мультфильмов вместе с детьми, с пояснениями названий персонажей, действий героев;
  • обучение детей рисованию, лепке, аппликации, создание совместных работ будет не только развивать умения, но и вызывать желание рассказать о процессе, похвастаться перед окружающими.

Читать еще:  Температура 38 и красное горло у ребенка лечение

Всё это проводится в игровой форме, это не урок. Учить детей речи важно через игру. На успехи малыша обязательно нужно реагировать, хвалить его.

Чего нельзя делать, так это говорить за малыша, безмолвно помогать ему. Этим грешат многие родители и бабушки с дедушками. Например, малышу нужна игрушка до которой ему не дотянуться. Он подходит, показывает на неё рукой, но не обозначает своё желание словами, не хочет говорить. Многие взрослые сами произносят «Дать тебе эту игрушку?», совершая ошибку.

Правильно делать вид, что не понимаете его, давать лежащий рядом предмет и удивляться, что он хотел не его. Суть этой игры — заставить малыша сказать, что ему нужно, приучать к необходимости общаться, если он хочет получить желаемое, вытягивать на разговор. Поначалу будет получаться плохо, он может даже плакать, но со временем у него это будет получаться всё лучше.

Очень полезно развивать мелкую моторику, делать артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для развития мышц органов артикуляции иногда нужно делать массаж губ, языка, нижней челюсти. С этим справится любой логопед или родитель, после небольшого обучения.

Различными тренажёрами типа каучукового мячика, мячика-ёжика, массажными кольцами нужно массировать пальчики, ладошки, сопровождая это проговариванием весёлых стихов или потешек.

Внимательное отношение к детской речи, своевременная работа родителей и специалистов по коррекционной работе, обязательно помогут ребёнку преодолеть речевое отставание в более короткие сроки. Чем раньше начать работу, тем легче и быстрее решится проблема.

Источник: //neyromedbrz.ru/lechenie/rebenok-2-goda-5-mesyatsev-ne-razgovarivaet-lechenie.html

Ребенок не говорит в 2 года: как отличить норму от патологии?

Ребенок 2 года 5 месяцев не разговаривает лечение

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поднимаю очень важную тему для мам малышей… Ребенок не говорит в 2 года — это нормально?

Почему эта тема такая важная? Потому что на этот счет есть очень много противоречивых мнений. Начиная от соседок, у которых Вася заговорил в 4 года… Заканчивая неврологами, которые считают, что в 2 года ребенок должен говорить предложениями.

Дело в том, что отсутствие речи — это только верхушка айсберга. Само по себе отсутствие речи в этом возрасте — не так страшно (хотя тоже неприятно). Проблема в том, что задержка речевого развития может быть одним из проявлений серьезных нарушений.

Большинство мам, к сожалению, не знает, на что нужно обратить внимание. Я сама этого не знала, пока не столкнулась с некоторыми проблемами. Да, вполне возможно, что через год ваш карапуз и правда резко заговорит. Но возможен и другой исход… Что же делать?

Эта статья — вовсе не для того, чтобы каждый сам себе ставил диагноз. И не для того, чтоб запугать родителей молчунов. Я напишу о тревожных звоночках, с которыми надо идти к специалисту. Потому что я хочу, чтобы все мамы это знали!

Где таится опасность?

В нашем обществе очень популярны следующие идеи:

  • мальчики начинают говорить позже;
  • все дети разные, нельзя всех мерить одними стандартами;
  • неврологи вечно придираются и всех запугивают;
  • Вася заговорил в 4 года, а сейчас — академик.

В каждом утверждении есть доля истины. Но вместе они оказывают очень вредное влияние. Мамы расслабляются, пускают ситуацию на самотек… И дальше получается — как повезет. Кто-то действительно начинает прекрасно разговаривать в 4 года… А кто-то не начинает, приходит к неврологу и слышит: «Где же вы раньше были?!»

Многие мамы уверены, что ребенка с отклонениями в развитии сразу видно. Что он ведет себя вызывающе неадекватно. Что он напоминает человека с тяжелой формой аутизма. И конечно, их собственный сын — не такой.

Во многих случаях задержка речевого развития в 2 года — это действительно не страшно. Но если вовремя не выявить патологию, с каждым годом может становиться все хуже и хуже. Даже такие тяжелые нарушения, как аутизм, в 2 года могут быть совсем незаметны. Но именно в этом возрасте грамотная коррекция наиболее эффективна.

Тревожные звоночки

Надо сразу объявить, что есть задержка речевого развития (ЗРР), а есть — задержка психо-речевого развития (ЗПРР). В первом случае малыш отстает от ровесников только в развитии речи. В других сферах ребенок развивается просто замечательно. Как правило, такой малыш отлично общается с окружающими при помощи жестов и звуков. Все понимает, контактен, сообразителен… Просто молчалив.

Если же вы замечаете, что дело не только в речи… Ситуация значительно серьезнее. Однако, и тут все может выправиться к 4-5 годам.

На что обратить внимание:

  1. Малыш плохо понимает речь. В 2 года — это ненормально. Он может не говорить, но если вы замечаете, что двухлетке тяжело воспринимать слова на слух, если он часто путает бытовые слова… Идите к специалисту.
  2. Малыш не выполняет просьбы. Вообще. Не показывает по просьбе ни собачек, ни машину, ни маму, ни коляску. Не приносит по просьбе предметы.
  3. У ребенка нет указательного жеста. Совсем нет! Он ничего не показывает, даже без просьб. В норме указательный жест появляется до года. Если появился чуть позже года — тоже не беда. Но если — только после 1,5 лет… К специалисту.
  4. Также плохой звоночек — если малыш не умеет просить. В этом возрасте дети прекрасно понимают, кто поможет им достать желаемое. Берут маму за руку, ведут в нужное место, указывают пальцем на заветный объект и смотрят на маму. Даже годовалые карапузы способны просить. Указывать на предмет и смотреть на кого-то из взрослых. Если же дитя только подходит к желаемому и орет, не вступая ни с кем в контакт… Это плохо.
  5. Также должна насторожить плохая мелкая моторика (не собирает пирамидки и т.п.), неуклюжесть, неуверенная ходьба.
  6. Плохо, если ребенок не умеет делиться радостью, не приносит маме что-то интересное.
  7. Плохо, если малыш не смотрит на реакцию мамы, если происходит что-то необычное.
  8. Плохой звоночек — малыш с удовольствием повторяет большие абстрактные слова (или целые фразы!), но не использует речь в жизни. Например, может ходить и повторять не к месту слова стихов или песен, но не освоил самую основу — «мама», «папа», «дай», «кашка», «бух» и т.п.
  9. Маму должны насторожить странные движения малыша перед глазами, стереотипные игры. Например, ребенок целыми днями закрывает и открывает дверь по многу раз. Это очень размытый пункт, так как имеются ввиду навязчивые движения.
  10. Обратите внимание, может ли малыш поддержать простейшую ролевую игру? Кормить куклу из ложечки? Мыть и укладывать спать? Здоровые дети обычно способны на такие игры в 1 год.
  11. Отзывается ли ребенок на свое имя?
  12. Легко ли вам играть со своим малышом? Если вы возьмете несколько игрушек и устроите мини-спектакль, используя простую речь — ему будет интересно? Хоть на минуту? Если нет — это может указывать на сложности восприятия речи.
  13. Вас должны насторожить взмахи руками, как крылышками, при выражении эмоций. Хождение на носочках. Тремор рук и подбородка. Раскачивания. И подобные неврологические нарушения.

Я описала самые яркие тревожные «звоночки». Однозначно, здесь — не все. Некоторое может заметить только специалист — по тому, как малыш воспринимает новую информацию. Как анализирует задания. Как и куда смотрит во время обучения. Насколько осознанный контакт глазами.

Поэтому даже если ничего из вышеописанного у ребенка нет — все-таки лучше сходить к хорошему неврологу.

К кому пойти?

В первую очередь желательно посетить невропатолога. И лучше, если это будет доверенный специалист, а не врач в поликлинике. А еще лучше — сходить к нескольким разным специалистам. Потому что знаю на своем опыте: в 2 года мало, кто готов поставить диагноз. И мнения разных врачей могут сильно отличаться.

Но вам надо определить только одно: есть ли что-то еще, кроме задержки речи? Если же вы видите, что ситуация непростая, то мой вам совет: не гонитесь за диагнозом.

До 3-4 лет врачи имеют право официально ставить только ЗРР или ЗПРР. Считается, что к 3 годам может многое изменится. И специалисты могут только предполагать проблему.

Но это не значит, что надо спокойно сидеть дома и ждать 3 лет. Так как до 3 лет проще всего повлиять на нарушения развития…

Поэтому, если вы убедились, что у малыша действительно есть задержка — лучше найти хорошего логопеда или дефектолога. И просто интенсивно заниматься.

Что делать?

Предположим, вы сходили к нескольким специалистам, и все сказали вам, что с малышом нужно заниматься. Что теперь?

Рекомендую не пренебрегать этим советом. Если выписали какие-то таблетки — еще не факт, что их нужно пить. Но от занятий вам точно не станет хуже!

Как заниматься? Это — отдельная большая тема. Есть несколько способов:

  • просто создать ребенку хорошую речевую среду. Превратиться в «радио». Это хорошо для деток с простым ЗРР;
  • купить или скачать в интернете книжки по развитию речи. Брать оттуда упражнения — и регулярно заниматься;
  • если ситуация посложнее — найдите хорошего логопеда-дефектолога. Пусть он приезжает к вам раз в месяц, учит вас и составляет программу занятий. Это не так уж дорого… Но это гораздо эффективнее «самостоятельного плавания»! Мы сейчас так и делаем;
  • найти какой-то коррекционный центр и ходить туда на регулярные групповые занятия;
  • регулярно звать к себе специалиста на дом. Не раз в месяц, а несколько раз в неделю. Хороший способ, но очень дорогой;
  • отдать малыша в логопедический сад. Или в любой другой сад для детей с вашей формой нарушений.

Напоследок

Еще несколько небольших советов:

  • Старайтесь не нервничать по этой теме. В большинстве случаев задержки развития — это не страшно. Особенно при грамотных занятиях.
  • Старайтесь эмоционально не вовлекаться в слова специалистов. Мыслите трезво, перепроверяйте информацию. Там, где один сказал — «аутизм», другой может сказать, что все почти нормально.
  • Если сами подозреваете какие-то проблемы — изучайте тему. Читайте разные книги. Иногда это помогает увидеть какие-то нюансы. Однако, если все неврологи уверены, что проблемы вы себе сами выдумали… Вероятно, они правы;
  • В поисках специалистов ищите отзывы на форумах;
  • Если малыш плохо понимает речь — проверьте слух. Ребенок может слышать звук мультфильмов или шорох пакетов…Но у него может быть снижено восприятие особых частот. Это невозможно определить самостоятельно.
  • Не слушайте соседок, «опытных» мам на детской площадке, бабушек… Да, Вася заговорил в 4 года. Но ответственность за вашего ребенка несете только вы.
  • Если эта тема затянула вас… Сходите к психологу.

Также мне нравится использовать “Школу годовасика”. Там есть программа и для двух лет, но нам с сыном пока надо работать по «годовасику».

Я желаю вам и вашим детям здоровья. До новых встреч!

Источник: //pozdnyakova.org/rebenok-ne-govorit-v-2-goda/

Ребёнок в 2,5 года не разговаривает: что делать

Ребенок 2 года 5 месяцев не разговаривает лечение

Дети двух с половиной лет пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов.

Если ребёнок в 2,5 года не разговаривает, скорее всего, у него имеется темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.