Почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение?

Содержание

Ребёнок в 5 лет плохо говорит: причины нарушения и способы коррекции

Почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение?

Пять лет — это не два года, когда ещё можно потянуть с решением проблем речевого развития. Если ваш ребёнок в этом возрасте плохо говорит, нужно идти к специалисту и искать причину.

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог — ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей.

Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов.

Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;
  • темп и ритм речи нарушен;
  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;
  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая — нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная — психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха.

В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог.

Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду.

Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше.

Пять лет — это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

  1. Кожный вектор — удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
  2. Анальный вектор — характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол — столь, стул — стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу — хосюю.
  3. Оральный вектор — это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
  4. Звуковой вектор — для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз — аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи.

При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности.

В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

  1. Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может — медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул — похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.
  2. Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.
  3. Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.
  4. На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика — это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи — это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

  1. Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.
  2. Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте — это факторы отставания речевого развития.
  3. Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.
  4. Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.
  5. Проверить нет ли ослабления слуха.
  6. Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.
  7. С малышом надо много разговаривать — уделите этому моменту особое внимание.
  8. Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями — такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.
  9. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

//www.youtube.com/watch?v=_tuOClF9MYc

Почему ребёнок в 5 лет плохо говорит

Источник: //OurKids.ru/razvitie/4-7/rebyenok-5-let-plokho-govorit/

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей. – Логопед ОНЛАЙН

Почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение?

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

“Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.” М.Е. Хватцев 

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть – нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как “отсутствие речи”. Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло – значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой – упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями – корректируются, излечиваются.

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены до 2 лет:

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года.Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.См. Специализированные сайты. Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. Не слышит никаких звуков окружающей среды. ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения  Расщелины губы, нёба. Хирург, Логопед-дефектолог
 Афония, (нарушение работы ых связок). Сразу после  рождения  Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены с 2 лет:

 Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
 ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет  Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как  нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог.
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье.Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка. 
(ЗРР) (ЗПРР – Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)Психолог, Логопед-дефектолог.
 Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет   В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. “Говорил фразами, а потом замолчал.”  Логопед-дефектолог, Невропатолог
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. Логопед-дефектолог, Невропатолог
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. Логопед-дефектолог
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР ) в 2,5 года.Говорит на своём непонятном “птичьем” языке, вместо ответов на вопросы – дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму.  Логопед-дефектолог

Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом – в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.Причины Задержки Речевого Развития:1.

Наличие негрубой родовой травмы;2. Длительные соматические заболевания в раннем детстве;3. Неблагоприятное воздействие речевой среды;Причины Анартрии, Дизартрии: Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».1. Нарушения мозгового кровообращения, 3. Черепно-мозговые травмы,7. Инфекционные заболевания головного мозга. 1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;5. Невротические расстройства.1. Врожденный порок развития гортани; 2. Врожденный подой  стеноз гортани;4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;6. Неврологические заболевания;8. Астенические состояния;10. Эндокринные нарушения;11. Травмы ого аппарата;12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;14. Операции на органах шеи;15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;Причины нарушения (отсутствия) слуха:1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;2. Низкая масса тела при рождении;3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; 5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;2. Хроническая инфекция ушей;3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;5. Травмы головы или уха;7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;3.     Патология во время  беременности;4.      Осложнения во время родов;5.     В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.4. Наследственные факторы.5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.6. Нарушения познавательных функций и речи.7. Нарушения эмоциональной сферы.Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.Причины умственной отсталости:Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы; Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов. Также причиной могут стать хромосомные нарушения:1. Синдром Дауна (трисомия по  хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра-  и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.9. Синдром кольцевой хромосомы 18.  Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.13. Синдром Энгельмана (синдром “счастливой куклы”). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.14. Синдром Вильямса (лицо “эльфа”). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.Причины Задержки ПсихоРечевого Развития:1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)Неточный предварительный диагноз: Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.У логопедов есть 2 обследования: Первичное – где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР – предварительный диагноз. И Динамическое обследование – после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз – то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.Памятка для родителей при обследовании у специалистов на предмет выявления причин отсутствия речи:

Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий с неговорящим ребёнком через скайп. (Обследование бесплатно).

Источник: //www.sites.google.com/site/logopedonlain/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny-otsutstvia-i-zaderzki-reci-u-detej

Психологические, неврологические, логопедические причины отсутствия речи в 5 лет

Почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение?

По статистике, с каждым годом становится больше детей, страдающих от задержки речевого развития, начинающих поздно говорить.

Специалисты связывают явление с экологией, увеличением случаев тяжелых родов, перинатальных дефектов в развитии плода. Когда ребенок не говорит в 5 лет из-за психологических, социальных факторов, исправить ситуацию легче.

Если причина кроется в биологических, патологических факторах, вылечить ребенка, провести коррекцию смогут только медики.

Причины отсутствия речи в 5 лет

Трехлетний возраст − рубеж, когда стоит бить тревогу, если ребенок не заговорил. К 5 годам малыш должен иметь словарный запас до 3000 слов, понимать речь взрослого, рассуждать, пересказывать небольшие произведения, состоящие из 30-50 предложений.

Психологические

В 70% случаев психологические причины основаны на взаимодействии малыша с родителями, системе воспитания в семье, окружающего социума. Ребенок может разговаривать внутренне, но не произносить ни слова вслух. Это связано с нежеланием мальчика или девочки вступать в речевую деятельность.

Иногда для этого нет стимула, например, когда родители сами всё выполняют за дитя. Если окружение не взаимодействует с ребенком, он живет собственной жизнью, сидит за мультиками, гаджетами, нет мотивации к активному говорению.

Общаться с малышом нужно с перинатального (внутриутробного) развития крохи.

Аутизм

Патология связана с нарушением коммуникации с социумом. Дети, больные аутизмом, не контактируют с ближайшим окружением, с опаской относятся к незнакомым. В 70% случаев страдает речевая деятельность.

В зависимости от стадии и вида патологии бывает самостоятельное нежелание детей говорить, либо из-за нарушения ЦНС, речевого аппарата. В большинстве случаев родители приходят к дефектологам, неврологам и логопедам из-за отсутствия речи у ребенка с ранним аутизмом.

Это первый признак болезни, на который обращают внимание взрослые.

Заподозрить ранний детский аутизм можно по признакам:

  • малыш с ранних лет не говорит о себе, не задает вопросы, несмотря на то, что есть минимальный словарный запас;
  • может говорить, но не использует данную функцию для связи с окружающим миром;
  • для речи детей, больных аутизмом, характера игра слов, перестановка местоимений, неологизмы, отсутствие реакции на разговор других людей, шепотная, редкая речь;
  • интеллект у детей-аутистов в среднем ниже, чем у здоровых детей;
  • обучение дается с трудом, но имеется активная познавательная деятельность;
  • детям-аутистам свойственны ритуалы, стереотипное поведение, привязанность к постоянству, аутоагрессия или гетероагрессия.

Соска, современные гаджеты

Нередко речевая деятельность задерживается из-за использования пустышки. Когда малышу предлагают соску с рождения, убрать приспособление необходимо максимум в 1,5 года, чтобы не тормозить речевую деятельность, наступающую в возрасте 1,5-3 лет.

Если родители продолжают использовать пустышку для успокоения малыша в 2-3 года, процесс говорения может затормозиться на несколько месяцев, лет. Малыш пропускает период, когда происходит естественное активное развитие говорения от букв, слогов к словам и предложениям.

Крик, плач − тоже этапы становления речи, не нужно их устранять с помощью подручных средств.

Компьютер, телефон, планшет, телевизор в современном обществе становятся первопричиной задержки речевого развития к пяти годам, когда малыш должен уже рассуждать, говорить предложениями. У ребенка, постоянно находящегося за просмотром мультиков, игр, не формируется стимул к речевой деятельности, нет живого общения.

Гиперопека

Проявляется в несамостоятельности детей. Родители часто решают всё за ребенка, не дают ему возможности ответить на вопрос, общаться со сверстниками. Проблема заключается в отрешенности от социума, ведь он, по мнению взрослых, опасен. У ребенка нет мотивации, возможности для развития процесса говорения.

Повышенная тревожность, испуг

ЗРР (задержка речевого развития) происходит на психосоматическом уровне. Ребенок в 5 лет не говорит вообще из-за психологической травмы, полученной в детстве или незадолго до молчания. Стать травмирующим фактором может любая ситуация:

  • неприятное общение со взрослым;
  • недопонимание со стороны родителей;
  • жесткое воспитание;
  • сильный напор родителей в научении говорению (когда ребенок постоянно слышит: «Скажи!», «Повтори!»);
  • над ребенком посмеялись во время говорения.

Не говорить малыш может в результате сильного испуга: набросилась собака, умер кто-то из родственников, падение и т. д.

Медицинские

Связаны с органическими нарушениями, патологиями в ЦНС, речевом аппарате. Необходима помощь не только логопеда, но и медика. Говорение может отсутствовать изначально, быть врожденным дефектом или появиться после. Причиной отсутствия речи становятся:

  • тугоухость, отсутствие слуха;
  • аутизм тяжелой степени;
  • умственная отсталость;
  • афония (патология речевых связок);
  • афазия;
  • нарушения мозгового кровообращения и пр.

Список может содержать больше пунктов, когда дело касается неврологических, психиатрических проблем. Если нарушены процессы в головном мозге, нервной системе, затрагивается и речевой аппарат. Прогноз в большинстве случаев зависит от времени диагностики. Чем раньше родители заметят нарушения, тем легче помочь малышу.

Логопедические

Если девочка или мальчик не говорят в 5 лет, в 60% случаев причиной патологии становятся дефекты речевого аппарата. Родители замечают нарушения в период обучения в дошкольном учреждении, при изучении букв. Малыш не может произнести простые слоги, звуки, меняет их местами, путает, говорит неверно.

Различные формы алалии

Алалия бывает нескольких видов: сенсорная, моторная. Относится к недоразвитию речи I уровня, исправить которую под силу логопеду-дефектологу. Сенсорная форма патологии заключается в непринятии речи взрослого.

Малыш не может ответить на вопрос взрослого, разговаривает на придуманном «своем» языке. При моторной алалии ребенок разговаривает при помощи отдельных звуков, телодвижений. Производит впечатление эмоционального, умного малыша, которого можно понять без слов.

Кроха всё отлично запоминает, но не воспроизводит вслух.

Задержка речевого развития

Когда ребенок не говорит, не успевает за сверстниками по нормам говорения, это называется ЗРР. Он не может сказать предложения, слова, иногда общается с помощью отдельных звуков, мимики и жестов.

Развивается в результате:

  • длительного соматического расстройства;
  • педагогической запущенности (когда родители не уделяют развитию ребенка достаточного внимания);
  • родовой травмы;
  • неблагоприятной речевой среды;
  • дефицита общения.

Анартрия, дизартрия

Относятся, как и алалия, к общему недоразвитию речи. Нередко являются следствием другого заболевания − ДЦП. Проявляются в виде невозможности ребенка произносить звуки, жевать, дуть, улыбаться. Симптоматика зависит от степени поражения органов речи.

Причиной анартрии и дизартрии становится:

  • воздействие неблагоприятных факторов внешней среды при беременности;
  • тяжелая родовая деятельность;
  • гемолитическая болезнь;
  • родовая травма;
  • синдром Мёбиуса;
  • наследственность.

Афазия

Выражается в отсутствии речи в результате травмы родовой или приобретенной, возникшей болезни. Афазия появляется из-за нарушений мозгового кровообращения, тромбоэмболии, опухолей, инсультов, инфекционных заболеваний головного мозга. Дети, страдающие афазией, не могут произносить слога, имеют «телеграфный» стиль общения, делают длительные паузы перед следующим словом.

Лечение, диагностика

Чтобы понять причину ЗРР, следует пройти специальную диагностику. Малыша необходимо показать неврологу, психиатру и отоларингологу, чтобы исключить медицинские патологии. Если болезней не выявлено, обращаются за помощью к логопеду-дефектологу, психологу.

Нередко заниматься коррекцией и терапией приходится нескольким специалистам. Медики не советуют самостоятельно искать причину отсутствия речи, делать что-либо в домашних условиях, чтобы не навредить ребенку.

ЗРР в 5 лет − серьезная проблема, заниматься которой должны квалифицированные люди.

Понять, к кому обратиться при определенном диагнозе, поможет таблица, представленная ниже.

ПатологияКто занимается проблемой
Афония, отсутствие слуха, тугоухостьЛОР, логопед-дефектолог, фониатр
РинолалияЛогопед-дефектолог, хирург
ЗРРЛогопед-дефектолог, невролог, психолог
ОНР (общее недоразвитие речи)Невролог, логопед-дефектолог, ЛОР
АутизмПсихиатр, психолог, невролог
АфазияЛогопед-дефектолог, невропатолог
АлалияЛогопед-дефектолог
Умственная отсталостьОлигофренопедагог, невропатолог, психолог

Вовремя диагностированная патология позволит начать комплексное лечение как можно раньше. При таком подходе в большинстве случаев удается добиться качественной речи к периоду школьного обучения. Поэтому при отсутствии или нарушениях речи у дошкольника следует обращаться к логопеду, неврологу, которые проведут диагностику и выявят причину патологии.

Источник: //LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/rebenok-v-5-let-ne-govorit/

Если ребенок не разговаривает в 5 лет или плохо говорит: что делать

Почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение?

Ребенок не говорит в 5 лет или говорит, но плохо. Что делать, когда развитие речи значительно отстает от нормы?

Если вы столкнулись с такой проблемой, то надеемся, что наша статья в удобном формате вопросов и ответов будет вам полезна.

Как должна звучать речь ребенка в 5 лет

Ребенок в этом возрасте умеет:

К пяти годам словарный запас увеличивается до 3000 слов. Все звуки в составе слов родного языка произносятся четко, однако могут остаться самые сложные “р”, “л”, а также шипящие, произношение которых нормализуется ближе к шести годам.

Уже контролируется громкость голоса, воспроизводится нужная интонация, регулируется темп речи. Становится меньше пропусков и перестановок в словах, но не всегда правильно ставится ударение, допускаются ошибки при склонении существительных по падежам.

Пятилетки хорошо запоминают наизусть стихи, могут сами составить развернутый рассказ по картинке. Они используют все части речи, подбирают синонимы. Их речь уже похожа на речь взрослого.

Каковы признаки психического и речевого отставания в развитии

Если есть нарушения в развитии, то об этом говорят следующие признаки:

  • повышенное слюноотделение;
  • гиперактивность, быстрая утомляемость, агрессивное поведение, рассеянность;
  • слабое воображение, недостаточность эмоциональных проявлений;
  • затруднения в общении с другими людьми и, как результат, неконтактность и некоммуникабельность;
  • сложности в составлении предложений, непонимание простых обращений;
  • неразборчивая и несвязная речь: слишком быстрая, либо чересчур медленная; качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.

Отставание в психическом развитии сказывается на развитии речи. И наоборот, неразвитость речи влияет на состояние психики ребенка. Речевые проблемы, затянувшиеся во времени, влекут за собой запаздывание психического и умственного развития.

Испытывая трудности в обмене информацией с окружающим миром, ребенок отстает в своем развитии. Помощь ему — это как можно раньше начатое лечение.

Какие могут быть причины отсутствия речи у ребенка 5 лет

Если ребенок не разговаривает в 5 лет, причинами этого могут быть:

  • нарушение работы головного мозга и нормального темпа психического развития;
  • последствия родовых травм, перенесенные мамой во время беременности инфекционные заболевания;
  • патологическое нарушение слуха;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • наследственная предрасположенность;
  • воздействие стресса, перенесенная психологическая травма.

Плановые осмотры у педиатра выявляют нарушение в развитии ребенка, в том числе и речевое, задолго до пятилетнего возраста.

Комплексные обследования с привлечением таких специалистов как невропатолог, психоневролог, логопед, отоларинголог, дефектолог, психолог позволяют своевременно начать лечение и последующую коррекционную работу по исправлению неправильного звукопроизношения.

Что делать, если ребенку 5 лет, а он плохо говорит

Прежде всего родителям малыша, имеющего речевые проблемы, следует запастись терпением и настроиться на кропотливую и долговременную работу.

Вместе с лечением основного заболевания, повлекшего за собой отставание речевого развития, можно и нужно:

  1. Наполнить домашнюю атмосферу теплом и уютом. Доброжелательность друг к другу всех членов семьи, отсутствие ссор и чересчур эмоционального выяснения отношений, благотворно скажутся на самочувствии ребенка.
  2. Создать речевую среду для малыша, в которой ему будет легче наверстывать отставание. Что это значит? Направить на него свое внимание, комментировать все свои действия, вовлекать его в диалог, рассказывать о том, что происходит вокруг.
  3. Совершать прогулки на природе. Наблюдая за жизнью растений, насекомых, птиц, являясь свидетелем природных явлений, ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать.
  4. Организовать общение с другими детьми. Это необязательно должны быть сверстники, главное — чтобы у вашего малыша было желание с ними общаться.
  5. Выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Стимулируя те отделы головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, гимнастика для пальчиков рук является необходимой составляющей работы при проблемах с речью. Тем более, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование, шнуровка, мозаика, застегивание пуговиц и замков, пересыпание круп очень любимы детворой.
  6. Практиковать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это нужно для развития мышц речевых органов, их подвижности и гибкости, а также для правильного дыхания при произнесении звуков.
  7. Научиться простым приемам логопедического массажа. Растирание щек, похлопывание подушечками пальцев по подбородку и губам, бережное разминание мышц лица нормализует их тонус и координирует артикуляционные движения.
  8. Читать детскую литературу. Сказки, стихи, рассказы будят воображение, позволяя проживать жизнь своих героев, которые побеждают зло, преодолевают трудности, помогают в беде, умеют прощать и любить. Это помогает в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формировании коммуникативных навыков.
  9. Заниматься логоритмикой, выполняя движения под музыкальное или речевое сопровождение.

Существуют ли дополнительные методы коррекции речи

Да, дополнительные практики существуют. Это дельфино- и иппотерапия.

Общение с лошадьми и дельфинами приносит много удовольствия и хорошо зарекомендовало себя при лечении детей с задержкой психического и речевого развития.

Это также арт-терапия. Лечебное воздействие через средства изобразительного искусства, восприятие музыки, создание театрализованных образов, игровые приемы, использование кукольных персонажей мобилизует творческий потенциал ребенка, активизирует внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

При психическом и речевом отставании хорошие результаты дает остеопатия. Мануальное воздействие на определенные зоны позволяет сбалансировать деятельность нервной системы, улучшить психическое состояние малыша.

Что можно сказать о прогнозах лечения, если в 5 лет ребенок не говорит

Задержка речевого развития, если ее своевременно обнаружить и начать исправлять, не перерастет в серьезную проблему. Начинать коррекцию в 5 лет довольно поздно — процент благоприятного исхода падает стремительно к 7 годам.

Ответственность, которую несут родители, заключается и в том, чтобы вовремя заметить у своего малыша сильное отличие в развитии речи от возрастной нормы и принять меры.

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, но лечение начато гораздо раньше, возможность выздоровления зависит от степени отставания и от применяемых методов коррекции. Благоприятный возраст для начала активных действий — это 2-3 года. В этом случае самая большая вероятность полного выздоровления.

Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на волнующие вас вопросы. Пусть ваш малыш каждую минуту чувствует вашу любовь, поддержку и заботу. Терпения вам и веры в то, что вместе вы все преодолеете.

Если ребенок не разговаривает в 5 лет или плохо говорит: что делать Ссылка на основную публикацию

Источник: //KakGovorit.ru/rebenok-ne-govorit-v-5-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.