Невроз навязчивых движений у ребенка 6 лет симптомы и лечение

Содержание

Нервный тик и невроз навязчивых движений у ребенка: причины появления, что делать родителям

Невроз навязчивых движений у ребенка 6 лет симптомы и лечение

На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).

Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.

Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.

Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.

И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.

Что такое нервный тик

Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.

В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.

Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание, подмигивание;
  • подергивание губ или глаз;
  • причмокивание;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • кивание головой;
  • покашливание;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
  • подергивание гениталий (у мальчиков);
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное выдергивание или расчесывание волос.

Особенности невроза навязчивых движений у детей

Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений – обсессивно-компульсивное расстройство.

Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».

Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).

Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.

Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.

Причины возникновения нервного тика

Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются  3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • значительная фетоплацентарная недостаточность;
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • воздействие других факторов.
  • Внутриутробных инфекций:
  • токсоплазмоз;
  • цитомегаловирус;
  • краснуха;
  • гепатит;
  • хламидиоз;
  • герпетическая инфекция.
  • Острой гипоксии в родах:
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • асфиксия и дистресс плода в родах.
  • Родовых травм.
  • Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.

Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.

На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.

В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • поведение родителей;
  • острый стресс.

Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).

Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.

Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.

Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.

Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.

Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
  • отрицательная  атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
  • постоянное переутомление;
  • большое количество информации;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • слишком высокие требования к ребенку
  • постоянные ссоры родителей, развод;
  • частые соматические болезни.
  • длительные ЛОР – заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).

Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений

Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

 Виды тиков при неврозе навязчивых движений

Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.

Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.

Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.

Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.

По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:

Моторные тики:

  • мимические;
  • тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
  • тики в других группах мышц.

 Вокальные или ые тики:

  • покашливание, посапывание, хмыкание;
  • произношение отдельных звуков, слов или фраз.

Ритуалы.

 Генерализованные или сложные тики –

  • движения одновременно возникают в различных группах мышц;

несколько видов тиков у одного ребенка.

Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.

Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.

Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.

Но при ее отсутствии – системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

Лечение ребенка

Лечение должно быть комплексным.

При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:

  • больше уделять времени ребенку;
  • при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
  • понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).

При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.

Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.

Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.

Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5d3aa980b96cfd00adb0bf09/5d6e824dfbe6e700aea6bc5e

Синдром навязчивых движений у детей: лечение, советы Комаровского

Невроз навязчивых движений у ребенка 6 лет симптомы и лечение

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей.

Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций.

Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание;
  • Взмахи или тряска конечностями;
  • Бруксизм;
  • Подергивание гениталий (мальчики);
  • Раскачивание головой;
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
  • Обкусывание ногтей;
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
  • Сосание пальцев;
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания;
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику;
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность;
  • сильный стресс;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток.
Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;

Рекомендуем:   У ребенка температура 38 без симптомов простуды

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов.

Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно.

Естественная цель родителей — здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка.

Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг.

Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее.

Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит.

Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза.

Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию.

Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны.

Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка.

Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие.

Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их.

А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.

Источник: //DetMed.info/sindrom-navjazchivyh-dvizhenij-u-detej

Невроз навязчивых движений у детей (обсессивно-компульсивное расстройство): симптомы, лечение – Гармония внутри

Невроз навязчивых движений у ребенка 6 лет симптомы и лечение

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями.

Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу.

Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%.

С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни.

До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку.

Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога.

Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях.

Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы).

Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе.

Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями.

Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»).

Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным.

Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии.

Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации.

В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда.

Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния.

По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала.

Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.

Источник:

Синдром навязчивых движений у ребенка

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.

Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте.

Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.

Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.

Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это — он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.

Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.

Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.

Считается, что основной причиной возникновения дурной привычки совершать навязчивые движения, является сильный стресс, глубокое эмоциональное потрясение, которое пережил ребенок.

В силу того, что малыш не может словами выразить одолевающих его чувств, эмоции находят выход на физическом уровне.

Такое расстройство обычно носит временный характер, и как только малыш оправится от переживаний, он сможет избавиться от ненужных ему движений и действий.

К психологическим причинам также относят:

  1. ошибки в воспитании малыша (строгость, физические наказания, попустительство и вседозволенность)
  2. тяжелый психологический климат в семье (развод родителей, скандалы и ссоры взрослых при ребенке, физическое насилие);
  3. резкая смена привычной среды обитания (внезапный переезд, переход в другую школу, другой детский сад, передача на воспитание бабушке и др.);
  4. конфликты ребенка с ровесниками.

К физическим причинам, которые могут привести к расстройству или способствуют его развитию при неблагоприятных внешних условиях относятся:

  • черепно-мозговые травмы в анамнезе;
  • неблагоприятная наследственность (имеются близкие родственники с психическими нарушениями, заболеваниями центральной нервной системы, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками);
  • сопутствующие неврологические диагнозы (синдром гиперактивности);
  • врожденные психические заболевания (аутизм, шизофрения);
  • врожденные патологии головного мозга и ЦНС.

Иногда у детей наблюдается целый комплекс причин, который объединяет и физические, и психологические факторы, способствующие развитию состояния навязчивых движений.

Установление истинной причины — задача невероятно сложная даже для опытного врача, но сделать это обязательно нужно, чтобы знать, в какой конкретно помощи нуждается ребенок.

Часть причин легко решается доверительной беседой с малышом или посещением кабинета детского психолога, а часть придется лечить с применением медикаментов.

Синдром навязчивых движений имеет великое множество проявлений. Все зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей физического развития, возраста. Наиболее часто в детском возрасте до шести лет встречаются тики. Они всегда носят физиологический характер, являются непроизвольными и часто проходят столь же внезапно, как и появились.

Навязчивые движения более сложного уровня лучше поддаются воздействию волевым усилием. Теоретически человек может запретить себе грызть ногти, но у ребенка с волей и мотивацией все обстоит не очень хорошо, а потому он просто не в состоянии справиться с такими движениями.

Источник: //mii-info.ru/stress/nevroz-navyazchivyh-dvizhenij-u-detej-obsessivno-kompulsivnoe-rasstrojstvo-simptomy-lechenie.html

Невроз навязчивых состояний у детей

Невроз навязчивых движений у ребенка 6 лет симптомы и лечение

Невроз навязчивых состояний у детей – это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.

Причины патологии

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при  серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни.

Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Симптомы

Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.

Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.

При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.

Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.

У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.

Детский невроз может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом  или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании  пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить  психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы :

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх,  что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции.  Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента.  Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

Рекомендации родителям

При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.

Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.

В дошкольном возрасте родителям рекомендуется заняться рисованием. Для того чтобы порадовать ребенка, ему можно приготовить любимую еду.

Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.

В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли.

Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.

В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше  внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания  просматривать телевизор или играть за компьютером.

Малышу рекомендовано обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, длительность  которых составляет не менее 3 часов.

Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением  рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Антидепрессанты

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака.  Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха,  что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса.  Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

Заключение

Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.

Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.

Источник: //nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/vegetativnoj-nervnoj-sistemy/nevroz/navyazchivyh-sostoyanij-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.